С
приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от
дома, от близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут
стать для ребенка серьезной проблемой.
В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс.
Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому
прием детей в группу проходит постепенно.
Схема посещения. Каждый ребёнок ходит в детский сад
вот по такой системе:
• Вторую неделю детки ходят по 4-4,5
часа (до сна)
• Третью и последующие недели детки
остаются на дневной сон и начинают ходить в детский сад целый день.
Важно не нарушать схему адаптации и
не пропускать сад, пропуск возможен только в случае болезни ребенка.
Родители
должны понимать, что ребёнок маленький и в любом случае будет капризничать,
плакать, но страшного ничего нет. Для родителей важно определиться:
нужен ли им детский сад или нет. Если родитель будет сидеть вместе
с ребёнком и «реветь», а такое встречается довольно часто, ничего
хорошего из этого не получиться.
Важно для адаптационного периода
быть спокойным, уверенным, взять себя в руки и не раскисать. Конечно же, все
понимают, что ребёнок самый любимый и самый замечательный для родителей, но так
же надо понимать, что рано или поздно придётся отдать ребёнка в детский
сад, в школу, и не зависимо от возраста ребёнок все равно будет переживать.
Вы отдаете ребенка в детский сад во вторую младшую группу, непременно
придется пережить трудности адаптации, и наша статья поможет вам и вашему
малышу пережить этот период легче.
1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не
проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных
осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические
картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной
необходимости.
2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он
должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за
час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский
сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели
одного.
3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по большому в
одно и то же время (не с 10 до 11 часов - время прогулки в саду). По-маленькому
малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень
хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед
сном.
4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому.
Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое
время может привести к улучшению аппетита. Если ваши настоятельные просьбы
съесть все по быстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это
серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В
любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с
воспитателем. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети
не хотят идти в детский сад.
5. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при
расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с
близкими, хорошо знакомыми людьми.. Однако встречаются дети, которые сильно
нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В
отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются
от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к
психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения
взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в
жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования
взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное
поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна
изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой,
создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться.
Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а
маме нужно в магазин.
6.
Проследите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со
сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад,
мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.)
Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите:
научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои
игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ,
находя компромиссный вариант.
7. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в
детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В
противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в
тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться. Лучше
заранее договориться с малышом, что приносить в детский сад игрушки не нужно,
т.к. могут возникнуть много конфликтных ситуаций.
Памятка родителям
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему
быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы
создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так
работает на полную мощность.
1. В присутствии
ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том
случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад
и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте
об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой
хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить
поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что
существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться»,
значит,
режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится
вечером.
3. Не кормите
малыша перед тем, как пойти в детский сад; более того, старайтесь приблизить
питание ребёнка в выходные дни к рациону дошкольного учреждения.
4. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и
бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите
ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите,
чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки
нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на
другую деятельность (игру).
6. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою
сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было
неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями.
Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым
моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не
прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и
затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
7. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при
расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша
прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он
«считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
8. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.
Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду –
раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом,
озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и
сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя,
что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим
настроением.
9. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым
ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей
ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от
себя, продолжая переживать после его ухода.
Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после
прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу
легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую
минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
12. У вас должен быть свой ритуал прощания (например,
поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите:
уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем
сильнее переживает малыш.
Нежелательные
методы воздействия.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные
ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем
случае:
1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он
плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он
обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не
умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести,
опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают
плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень
скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или
даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро,
чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому
человеку.
Спасибо! Оксана Владимировна, очень полезная информация, с первым ребенком была нарушена система адаптации, были молодые информации незнали, начались проблеммы по неврологии. С младшей все по системе! Адаптация прошла успешно!
ОтветитьУдалитьПожалуйста, очень рада что вы воспользовались советами консультации!
ОтветитьУдалить